Механизм проходит широкую апробацию на базе новых субъектов РФ
Минпромторг провел в Ростове-на-Дону очередной этап Федеральной практики. Это выездной практический семинар, на этот раз, сфокусированный на теме интеграции новых субъектов РФ в экономику страны. Однако вместе с повесткой Новороссии были представлены и принципиально новые механизмы промышленной политики, которые касаются всех регионов.
Впервые за 30 лет государство создало небанковские механизмы финансирования индустриального сектора, по своему масштабу сопоставимые с коммерческой кредитной системой. Их могут применять не только в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях. Новые субъекты выступают в своем роде уникальной тестовой площадкой для передовых практических подходов в планировании, финансировании и организации производственных циклов. Это интересно. Однажды Донбасс уже был колыбелью Русской индустриализации, теперь история может повториться, по крайней мере – в административно-правовом контексте.
Для получения финансовой поддержки от государства новые регионы должны будут спланировать и защитить дорожные карты промышленного развития. Пошаговые стратегии производственной кооперации своих предприятий: с критериями эффективности, нормами производственных затрат, предсказуемым рынком сбыта и прогнозируемой прибылью. По сути, от каждого субъекта требуется локальный промышленный госплан. Важно, что в этом подходе отдельные компании, заводы, мастерские, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры выступают не каждый сам за себя и не каждый по отдельности против свободного рынка. Они все увязаны в систему промышленной кооперации. И только под такую систему государство готово выделять деньги. Причем не малые.
Единая региональная субсидия – один из ключевых финансовых механизмов возрождения экономики новых регионов. Важно, что этим инструментом могут пользоваться все субъекты РФ.
В настоящее время софинансирование региональных программ реализуется через Постановление правительства №328. Реализация механизма начата в 2016 году. Затем последовала четырехлетняя пауза. За три последних года расходы на программу росли: в 2021 году – 1 млрд рублей, в 2022 – 3,7 млрд рублей, на 2023 год и на плановые периоды 2024—2025 гг. заложено по 3,3 млрд рублей ежегодно. Программы, конечно, не достаточно, чтобы перекрыть потребности субъектов, в среднем их ежегодные промышленные запросы в четыре раза больше и составляют более 12 млрд рублей. Однако сам факт внедрения этого инструмента в индустриальную политику России говорит о том, что правительство начало думать и действовать по-новому.
Важно, что средства, адресованные регионам по льготной программе, теперь можно вкладывать в промышленность. Прежде пакет субсидий предназначался в основном для стройки, инфраструктуры и социальной сферы. В прошлом году средства единой региональной субсидии были предоставлены 58 регионам – деньги были освоены на сто процентов.
Есть четыре направления применения денег Единой региональной субсидии.
1. Возмещение части затрат предприятия, понесенных на оплату услуг ресурсоснабжающих организаций по подключению к коммунальной инфраструктуре (так называемый техприз). В Минпромторге подчеркивают, что это не возвратные деньги. Предприятие может компенсировать до 80% понесенных затрат на техприсоединение (но не более 20 млн рублей).
2. Лизинговые договоры. Возмещение части затрат (не более 80%, и не более 20 млн рублей) на уплату первоначального взноса по договорам лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями.
3. Модернизация – приобретение нового оборудования. Возмещение 50% понесенных затрат (но не более 20 млн рублей).
Обратившись в правительство своего субъекта, бизнес может рассчитывать на государственную компенсацию своих производственных затрат.
Каркасом индустриальной политики страны остается Фонд развития промышленности. На сегодняшний день Фонд развился в полноценное государственное кредитное агентство. Региональные филиалы ФРП, разбросанные по всей стране, стали вспомогательным ресурсом губернаторов. Местные промышленные стратегии развития теперь строятся с опорой на программы и продукты, предлагаемые этими филиалами. Таким образом, во всех субъектах РФ незаметно выстроилась новая финансовая кровеносная система государства. Причем, это произошло буквально за последние три года.
Докапитализация региональных фондов развития промышленности позволила довести до местного бизнеса инструменты льготных займов под 1-2% как на оборудование, так и на пополнение оборотных средств. Для регионов Новороссии предусмотрены специальные дополнительные кредиты на восстановление предприятий. Для всех местных отделений ФРП министерством разработаны подробные методические рекомендации.
Крайне важно, что для доступа к каналам бюджетного финансирования каждый регион должен проделать определенную организационную работу, связанную с планированием, инвентаризацией производственных мощностей, нормированием и оценкой затрат.
Чтобы получить поддержку в рамках Единой региональной субсидии либо поддержку от ФРП, необходимо выполнить три условия:
1. Должна быть утверждена региональная программа развития промышленности, рассчитанная на срок не менее трех лет.
2. В составе этой программы должен присутствовать один из трех пунктов (компенсация за техприсоединение к сетям, за лизинг оборудования, субсидия на модернизацию).
3. В составе каждого мероприятия должны быть установлены обязательные критерии эффективности: предметные и поддающиеся проверке показатели развития промышленности (увеличение стоимости основных фондов, объем инвестиций в основной капитал, объем отгруженных товаров собственного производства). Показатели рассчитываются на три года и после заключения соглашения, в течение первых двух лет их можно корректировать.
Минпромторг проводит процедуру конкурсного отбора. Для новых субъектов она максимально упрощена. Им необходимо представить всего три документа в составе заявки.
Федеральный закон о промышленной политике содержит термин «промышленные кластеры» – в понимании Минпромторга, это сложившиеся кооперационные цепочки.
Промышленный кластер может быть создан в пределах одного, либо нескольких субъектов РФ. Практика показывает, что как правило в один кластер входит 15-20 предприятий. Каждое предприятие, входящее в промышленный кластер, имеет возможность пользоваться мерами господдержки, – пояснили в ходе семинара Федеральной практики Минпромторга.
Это принципиально новый элемент промышленной политики страны, который ломает прежние узко-рыночные подходы.
– Нет ограничения на создание кластера в пределах одного субъекта, – пояснил в ходе семинара Адрей Шпиленко, директор Ассоциации кластеров, технопарков и особых экономических зон России. – Это реальные сложившиеся цепочки. Где бы предприятие не находилось (на Донбассе или в Сибири), оно является частью промышленного кластера и вправе пользоваться мерами государственной поддержки. Заявку на ее получение подают одновременно все предприятия цепочки.
Скажем, для производства горнопроходческих машин требуется длинная цепочка: из металлургической компании, литейных, машиностроительных заводов, предприятий, создающих отдельные комплектующие, и предприятий, занимающихся финальной крупноузловой сборкой. Вся эта цепочка трактуется Минпромторгом как полноценный промышленный кластер и вносится в реестр министерства.
Возможны трудные случаи, когда в цепочке меняется один или несколько контрагентов (предприятий, поставщиков). Для таких моментов создается специализированная управляющая организация кластера, под контролем которой находятся все кооперационные процессы. В случае изменения ситуации, через нее подается уведомление в Минпромторг.
Кластерный метод станет одной из тем дискуссии, посвященной развитию инфраструктуры новых территорий России в ходе XVIII Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» 19-21 апреля 2022 года в Сколково. Сегодня акцент на Донбассе, однако идея актуальна для технологической независимости и всей страны. Новая промышленная политика позволит совершить промышленный рывок.
Источник: https://zakupki-digital.ru/jekskljuziv/klasternyj-metod-minpromtorg-zapuskaet-novuju-strategiju-prom...