Ru En
+7 (499) 277-00-04
Мы на Facebook   Мы в Telegram   Мы на Youtube

Военно-промышленный курьер / Эффект кластера: зарубежные топливные системы требуются вдвое меньше

В технополисе «Москва» состоялась третья ежегодная практическая конференция «Промышленная Россия 4.0», организованная Ассоциацией кластеров и технопарков. В работе приняли участие более 500 представителей российского бизнеса из 66 субъектов РФ – от Сахалина до Калининграда. 

Программа включала пленарную сессию «Наращивание внутренней кооперации как основа для экспортного рывка российской промышленности», выездное заседание Экспертного совета по импортозамещению при комитете Госдумы по экономической политике, промышленности и предпринимательству, практический семинар «Эффективный технопарк: меры поддержки и практические решения».

В перерыве между мероприятиями директор Ассоциации кластеров и технопарков России Андрей Шпиленко рассказал «Военно-промышленному курьеру», как усилия возглавляемой им организации по развитию отечественной промышленности сочетаются с политикой правительства и ЦБ РФ, направленной исключительно на сохранение низкой инфляции.

– Если внимательно проанализировать деятельность отдельных институтов развития, можно увидеть: значительная часть предлагаемой правительством поддержки попросту неинтересна бизнесу. И при этом банки, закладывая высокие проценты по кредитам, исходят из того, что они не имеют права рисковать. Они отвечают перед вкладчиками за их деньги. Видя высокие кредитные ставки, мы понимаем: банки перестраховываются. С другой стороны, эти же высокие ставки никак не способствуют привлечению кредитов для развития промышленного производства. Государство должно что-то предпринимать для экономического развития, и наша задача – найти из пула предлагаемых инструментов поддержки бизнеса наиболее подходящие к конкретным производствам в нынешних условиях. 

Главное – у нас это получается. Если говорить о военно-промышленном комплексе, красивый пример – формирование авиационного кластера в Улан-Удэ. Инициативу проявил тамошний вертолетный завод. Его руководство осознало, что внутри кластера имеющиеся меры государственной поддержки позволяют формализовать существующую кооперационную цепочку, дать каждому предприятию возможность субсидирования до 50 процентов понесенных затрат, получить дополнительную промышленную инфраструктуру в виде Улан-Удэнского вертолетного завода и решить вопросы как привлечения инвесторов, так и, с их помощью, импортозамещения ряда критических узлов и деталей. В результате удалось вдвое сократить зависимость от зарубежных топливных систем высокого давления. В этом году предприятие получило поддержку на создание нового вертолета, и государство вернуло порядка пятисот миллионов рублей, затраченных на реализацию проекта.

И тут как раз стоит вспомнить о банковских кредитах. Формализовав производственную цепочку, получив от государства льготы и возможность субсидировать процентную ставку, ее можно довести до 0,1 процента. Разве это не выгодно?

Так что, с одной стороны, есть много инструментов господдержки, которыми бизнес не интересуется, с другой – уже сейчас, если говорить о региональной промышленной политике, федеральным законом определен основной вид кооперации – промышленный кластер. В Советском Союзе это называлось ТПК, территориально-производственный комплекс. И дан четкий сигнал: ребята, опишите, формализуйте создаваемые производственные цепочки, и не важно, хорошие они или плохие, – начинайте привлекать инвесторов. Государство подставит плечо в виде субсидирования. Главное, что такой механизм дает бизнесу возможность определить наиболее привлекательные ниши для приложения усилий.

Алексей Песков, корреспондент «ВПК»

На фото: Андрей Шпиленко, заместитель председателя комитета ГД РФ по экономической политике Денис Кравченко и заместитель директора департамента региональной промышленной политики Минпромторга РФ Денис Цуканов (слева направо)

Источник