Проблемы и перспективы развития кластеров и технопарков в России

«Следует отметить, что мер государственной поддержки в промышленности сейчас реализуется много. Тем не менее, существует проблема низкого качества проектов и неготовности многих инвесторов брать на себя обязательства перед государством.

Поэтому очень важно проводить работу с бизнесом непосредственно на местах, в регионах. С одной стороны, это позволяет донести особенности и преимущества участия в программах господдержки до собственников и руководителей конкретных предприятий. С другой стороны, именно такая «полевая» работа по — позволяет выявлять недостатки нормативной базы и вырабатывать предложения по ее улучшению», - говорит директор Ассоциации кластеров и технопарков России Андрей Шпиленко.

Создание нового или развитие существующего технопарка благотворно влияет на уровень социально-экономического развития любого региона, так как при этом увеличивается количество созданных рабочих мест, малых и средних предприятий (МСП), обеспеченных льготным доступам к производственным площадям, объем налоговых отчислений, производства, в том числе импортозамещающей и экспортно-ориентированной продукции.

Во всем мире технопарки являются площадками для преобразования научных разработок в новые технологии, опытные и серийные образцы продукции, создания и развития инновационных компаний, способных дать новый импульс развитию высокотехнологичных отраслей промышленности. Без этих услуг сейчас в мире не обходится ни одна технологическая компания, претендующая на долю рынка. Особенно такая инфраструктура важна в контексте импортозамещения и наращивания несырьевого экспорта, поскольку оно предполагает значительные затраты бизнеса на НИОКР.

Единственной в Российской Федерации организацией, которая объединяет большинство технопарков страны является Ассоциация кластеров и технопарков России. Она занимается объединением сил органов власти и технопарков России для развития научно-технического потенциала страны, привлечением финансирования и мер государственной поддержки в инвестиционные проекты, обеспечением запуска и выведения на российский и зарубежный рынок промышленной продукции и технологий.

ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РЕЗИДЕНТОВ

Для резидентов технопарк является высококачественной площадкой, оснащенной необходимой промышленной и технологической инфраструктурой, на территории которой возможно ускоренное осуществление научных исследований, создания высокотехнологичного продукта и его внедрение в производство. Такая деятельность возможна благодаря тому, что в технопарках размещается оборудование общего пользования, что позволяет резидентам сильно снизить свои издержки. К тому же, в ряде субъектов РФ действуют особые преференции для резидентов технопарков: сниженный налог на прибыль, имущество, землю; сниженная ставка арендной платы; предоставление помещений на безвозмездной основе; предоставление грантов. Управляющие компании технопарков предоставляют целый ряд услуг, которые помогают их резидентам полностью сосредоточиться на выполнении собственных задач. Это могут быть как базовые услуги (информационные, консультационные, общеэкономические, юридические и административно-бытовые), так и специализированные (предоставление оборудования, инжиниринговые и технологические услуги, финансовые услуги, маркетинговые исследования). Резидентам также предоставляется возможность кооперации с другими резидентами технопарка, которые могут трансформировать общую синергию в высокотехнологический продукт.

Технопарки позволяют сформировать ту экономическую среду, которая обеспечивает устойчивое развитие научно-технологического и производственного предпринимательства, создание новых малых и средних предприятий, разработку, производство и поставку на отечественный и зарубежный рынки конкурентоспособной наукоемкой продукции.

СТАТИСТИКА И ИТОГИ

Сегодня в России функционируют 43 промышленных кластеров из 32 субъектов Российской Федерации и 157 технопарков из 53 регионов.

Если говорить о динамике развития технопарков в России, то с 2014 по 2018 гг. количество технопарков увеличилось с 71 до 157, а регионов, где они представлены стало 53 вместо 30 за тот же период. Что касается промышленных кластеров, то с 2016 по 2018 гг. их количество увеличилось с 14 до 43.

Это говорит о большом интересе к созданию кластеров и технопарков как со стороны регионов, так и со стороны субъектов МСП.

Начиная с 2019 года осуществляется государственная поддержка создания и развития технопарков для МСП в рамках Национального проекта «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», оператором которой является Минэкономразвития России. В октябре 2018 года шести субъектам Российской Федерации одобрены проекты по созданию и развитию технопарков на сумму 2 623,6 млн руб.

Паспортом Нацпроекта «МСП» предусмотрено 30 млрд рублей на обеспечение льготного доступа субъектов МСП к производственным площадям и помещениям в целях создания и развития производственных и инновационных компаний, в том числе для целей участия субъектов МСП в закупках крупнейших заказчиков, путем создания в субъектах Российской Федерации не менее 129 индустриальных парков и технопарков в период 2019-2024 гг.

Совокупный объем налоговых отчислений резидентов технопарков с 2014 по 2017 гг. вырос с 30,4 до 60,4 млрд руб. Объем налоговых отчислений резидентов технопарка за 2017 год на 1 рубль совокупных бюджетных инвестиций в инфраструктуру составил 1,4 руб., поэтому к проектам создания и развития технопарков такой большой интерес проявляет государство.

Успех деятельности технопарков подтверждают и основные показатели деятельности резидентов технопарков:

— Совокупный объем выпуска импортозамещающей продукции в 2017 г. составил 32 млрд руб.;

— Количество объектов интеллектуальной собственности, зарегистрированных резидентами технопарков 1065 ед.;

— Совокупная выручка резидентов технопарков в 2017 г. 240,9 млрд руб.;

— Средний объем затрат одного резидента на НИОКР в 2017 г. 146,5 млн руб.;

— Объем затрат одного резидента на НИОКР в расчете на 1 сотрудника в 2017 г. 146,5 тыс. руб.

Успех деятельности кластеров подтверждают следующие цифры:

— Совокупный объем налоговых отчислений участников кластеров вырос с 275 млрд. руб. в 2015 г. до 422,8 млрд. руб. в 2017 г.

— Производительность труда тоже значительно выросла с 2,2 млн. руб. в 2015 г. до 2,8 млн. руб. в 2017 г.

ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРОВ И ТЕХНОПАРКОВ

Технопарк является, прежде всего, инфраструктурным проектом, требующим больших вложений. Срок окупаемости таких проектов составляет порядка 8-10 лет, что для большинства инвесторов является слишком длительным сроком. Поэтому большинство технопарков сегодня создаются или при финансовой поддержке государства, или на базе избыточных площадей действующих предприятий, что требует меньших вложений по сравнению с созданием технопарка «с нуля».

Инвестиционную привлекательность технопарков позволяют повысить налоговые льготы для управляющих компаний и резидентов. Однако, такие льготы есть на данный момент только в 19 регионах страны. Поэтому в большинстве регионов создание технопарков возможно только на базе действующих площадок и при условии готовности инвестора к длительным срокам окупаемости.

Для развития технопарков очень важна роль управляющей компании, она должна взять на себя задачу поиска и привлечения резидентов, а также создать для них привлекательные условия. Здесь речь идет не об аренде помещений и обеспечении коммунальными ресурсами. Гораздо важнее, чтобы управляющая компания своими силами или с привлечением партнеров могла обеспечить весь комплекс услуг, необходимый резидентам – от консалтинга и привлечения финансирования до управления интеллектуальной собственностью и специализированных технологических услуг.

Для проектов, реализуемых в промышленных кластерах, существует аналогичная проблема длительного срока окупаемости. Реализуемые совместные проекты в кластерах требуют больших затрат на старте. Например, при реализации различных проектов в рамках импортозамещения или создания продукции для экспорта требуется значительный вклад в НИОКР. Это приводит к тому, что на этапе вывода продукции на рынок производитель вынужден или повышать цену на продукт, или быть готовым к срокам окупаемости не менее 5-7 лет. В таких ситуациях также эффективны адресные субсидии от государства, позволяющие снизить издержки инвестора на разработку и освоение выпуска продукции.

Следует отметить, что мер государственной поддержки в промышленности сейчас реализуется много. Тем не менее, существует проблема низкого качества проектов и неготовности многих инвесторов брать на себя обязательства перед государством. Поэтому очень важно проводить работу с бизнесом непосредственно на местах, в регионах.

С одной стороны, это позволяет донести особенности и преимущества участия в программах господдержки до собственников и руководителей конкретных предприятий.

С другой стороны, именно такая «полевая» работа позволяет выявлять недостатки нормативной базы и вырабатывать предложения по ее улучшению.

Так, Ассоциация ежегодно проводит более 10 практических сессий по мерам господдержки в регионах. Также мы проводим деловые миссии по изучению лучших практик – собираем представителей органов власти и бизнеса из 30-40 регионов в конкретных промышленных кластерах и технопарках, чтобы показать на живых примерах эффект от их деятельности. Так, 5 апреля в Саранске, столице Республики Мордовия, на площадке АУ «Технопарк-Мордовия» Ассоциация кластеров и технопарков России совместно с Министерством экономического развития РФ и Министерством промышленности и торговли РФ проведет деловую миссию по вопросам изучения практических аспектов формирования и функционирования промышленных технопарков.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АССОЦИАЦИИ

Ассоциация существенно расширила масштаб своей деятельности в 2018 году и планирует расширить её в текущем. В 2018 году к Ассоциации присоединились 22 новых члена. Теперь Ассоциация представляет интересы 90 кластеров, технопарков, особых экономических зон, корпораций развития и других организаций из 43 субъектов Российской Федерации. Члены Ассоциации ежедневно создают условия для развития более 2600 предприятий – участников кластеров, резидентов технопарков и ОЭЗ. Это более 180 тысяч работников и более 700 млрд руб. выручки ежегодно, что сопоставимо с 0,8% ВВП России.

Помимо этого, Ассоциация успешно ведет свою деятельность и на международном уровне, активно участвуя в деловых миссиях и международных форумах. В этом году уже проведено два международных мероприятия (в Италии и Австрии) и планируется провести ещё пять (в Киргизии, Германии, Таджикистане, Армении, Республике Корея). Также Ассоциация планирует: содействовать реализации масштабных инвестиционных проектов, формирующих облик российской высокотехнологичной промышленности; поддерживать частных инвесторов в создании инфраструктуры для высокотехнологичных производств и развития кооперационных связей; оказывать поддержку органам власти в совершенствование нормативной правовой базы в сфере развития технологической и промышленной инфраструктуры.

Источник