За последние три года из федерального бюджета было выделено 240 млн рублей на финансирование особых экономических зон (ОЭЗ), пишет «Профиль» со ссылкой на Бюллетень Счетной палаты. Однако отдачи нет ни для регионов, где они расположены, ни для страны в целом. Преференции не привлекли ни потока иностранных инвесторов, ни высококвалифицированной рабочей силы. Кроме того, похоже, что налоговые льготы ослабляют стимулы к внедрению новаций. К таким выводам пришли аудиторы Счетной палаты, изучив влияние преференциальных режимов на экономику.
Аудиторы проанализировали более 160 территорий с особым экономическим статусом. Это льготные режимы ведения предпринимательской деятельности – налоговые, таможенные и административные преференции для бизнеса в той или иной отрасли экономики.
В России действует несколько типов особых экономических зон (промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые), территории опережающего социально-экономического развития, с особыми условиями ведения предпринимательской деятельности на приоритетных территориях. В частности, такой режим установлен на территории Свободного порта Владивосток, в Калининградской и Магаданской областях, Республики Крым и Севастополя, Арктической зоны, а также в моногородах.
За 2019–2021 годы из федерального бюджета на финансирование действия префрежимов было направлено порядка 240 млн рублей. Однако Счетная палата не обнаружила «выраженной взаимосвязи» между созданием таких территорий и уровнем социально-экономических показателей страны и регионов: показателями развития международной торговли, привлечения иностранных инвестиций, трансферта технологий и высококвалифицированной рабочей силы. Как выяснилось, в регионах с префрежимами на 0,9% выше темп роста ВРП (валового регионального продукта) и на 0,7% – индекс производительности труда, но на 4,4% ниже объем инвестиций и более чем на 5% ниже число патентов.
«Можно заключить, что налоговые и иные преференции для резидентов ослабляют их стимулы к повышению фондовооруженности и внедрению новаций. Статистически значимая оценка общего эффекта для всех резидентов – минус 4,4 млн рублей к стоимости результатов исследований и разработок», – говорится в отчете.
Установленные льготы не слишком востребованы. Например, на территории Свободного порта Владивосток действуют послабления для привлечения иностранных рабочих. Однако разрешений на работу оформлено очень мало – сотые доли процента.
Управляющие компании префрежимов – акционерные общества, полностью принадлежащие РФ, – стабильно убыточны, система управления неэффективна. Отрицательный финансовый результат отмечается в среднем уже на второй год их деятельности. Несмотря на то, что они финансируются на средства уставного капитала и субсидии из федерального бюджета, какой-либо коэффициент полезного действия (например, размер прибыли) для них не установлен. Объем выручки этих обществ незначителен, а их услуги мало востребованы резидентами.
Предприятия-резиденты в среднем имеют большую выручку и большее количество сотрудников, но более низкие показатели инновационной активности.
По мнению Счетной палаты, развитие таких территорий тормозит запрет на использование преференций индивидуальными предпринимателями в особых экономических зонах промышленно-производственного и портового типов. Сейчас на это установлен запрет, который аудиторы предлагают снять.
Основываясь на международной практике, можно утверждать, что территории с преференциальным режимом являются наиболее важными инструментами привлечения инвестиций, поддержки индустриализации, диверсификации экономики, создания рабочих мест, говорит директор Ассоциации кластеров, технопарков и ОЭЗ России Андрей Шпиленко. Однако само по себе наличие такого режима не является гарантией привлечения инвестиций.
В частности, для успеха необходимо наличие профессиональных управленческих команд, обеспечивающих снижение административных, финансовых и временных издержек на реализацию инвестпроектов. Также немаловажно наличие развитой инфраструктуры и поддержание ее в работоспособном режиме. Кроме того, потенциальным инвесторам должна предоставляться полная и прозрачная информация о развитии имущественного комплекса территорий и источниках финансирования мероприятий. В любом случае территориям придется столкнуться с жесточайшей конкуренцией за привлечение инвестиций, полагает эксперт.
Источник: "Профиль"