15 апреля 2025 технопарк Morion Digital выпустил новое ежегодное исследование.
Третий год подряд Технопарк Morion Digital оценивает динамику развития сегмента электротранспорта России. Основой для исследования служит ежегодно публикуемая в марте открытая информация ГИБДД о количестве зарегистрированных транспортных средств в регионах страны: http://stat.gibdd.ru/. В этом году предметом анализа в динамике за 2022, 2023 и 2024 годы стали личные электромобили, а также общественный и грузовой электротранспорт. С полным текстом исследования и интерактивными картами можно ознакомиться по ссылке: https://morion.digital/news/obzor-elektrotransporta-rossii-v-2024-godu/
В рейтинге технопарка учитываются только так называемые BEV (Battery Electric Vehicle) — электрические автомобили, которые полностью приводятся в движение электричеством и не имеющие традиционного двигателя внутреннего сгорания.
По данным ГИБДД, в 2024 году общее количество зарегистрированного электротранспорта в России увеличилось на 53% и составило 65 725 единиц. Это заметное снижение динамики роста с 81% в 2023 году коррелирует с данными и для гибридов (HEV — Hybrid Electric Vehicle и PHEV — Plug-in Hybrid Electric Vehicle), увеличение автопарка которых в 2023 году составляло 61%, а в 2024 году - 39%.
«Несмотря на снижение темпов, общее число электромобилей продолжает значительно расти. Все дело в так называемом «эффекте низкой базы»: в среднем по России в 2024 году на 1 электромобиль приходится 1 028 всех автотранспортных средств, в 2022 году — 2 717. Для сравнения в Норвегии, успешно переходящей на электротранспорт, сегодня на 1 электромобиль — только 5 автотранспортных средств. При этом рост числа частных электромобилей в Норвегии в 2024 году составил всего 14%, а на горизонте 2019-2024 гг. — 202%*. Так что постепенное снижение темпа роста числа электромобилей с ростом самой доли такого транспорта — вполне закономерно», — рассказал директор сети технопарков Morion Digital Оскар Ягафаров. *Ссылка на данные Центрального статистического бюро Норвегии: https://www.ssb.no/en/transport-og-reiseliv/landtransport/statistikk/bilparken
Количество электробусов в России по итогам 2024 года составило 1 720 единиц. Абсолютным лидером в этой категории стала Москва — там насчитывается 1 352 этих транспортных средств.
Почти в два раза выросло в России количество грузового электротранспорта — 235 единиц в 2024 году против 133 единиц в 2023 году.
Первая десятка регионов-лидеров по общему количеству электротранспорта в 2022-2024 гг. существенно не меняется. По итогам 2024 года город Москва сохраняет первое место по темпам роста количества электротранспорта — суммарно автопарк столицы увеличился на 8 893 единицы. Второе место в рейтинге удерживает Московская область (4 292 единицы), третье — Краснодарский край (4 097 единиц), четвертое — Санкт-Петербург (3 191 единиц). В 2022 году Москва уступала Приморскому краю и Иркутской области — однако в 2024 году они спустились на 5-е и 6-е место в рейтинге — 2 960 и 2 547 единиц электротранспорта соответственно.
Пермский край второй год подряд остается на 7 месте — в регионе насчитывается 1 737 зарегистрированных единиц электротранспорта. «В Пермском крае рост числа электромобилей замедлился, но не остановился. С учётом роста числа гибридов, приведенные низкие цифры по динамике маскируют реальный интерес к электротранспорту в регионе. Это похоже на переход от начального «рывка» к стабильному развитию. Тем более, что регион активно поддерживает новые инициативы. За 2023-2024 года в крае было установлено 64 быстрых зарядных станции по федеральному проекту по развитию зарядной инфраструктуры для электромобилей. В Перми работают два производителя зарядных станций: Корпорация ПСС и MAESTRO, а также агрегатор электроразрядный станций (ЭЗС) Charby. Кроме того, с 1 сентября 2024 года в Перми у владельцев электромобилей появилось право на бесплатную парковку в течение двух часов. Все это закладывает закладывают основу для развития электротранспорта в регионе», — говорит директор сети технопарков Morion Digital Оскар Ягафаров.
Замыкают десятку лидеров рейтинга Республика Татарстан (1 684 единиц, 8-е место), Новосибирская область (1 624 единиц, 9-е место) и Калининградская область (1 533 единиц, 10-е место). Свердловская область сместилась на 11 место (1 358 единиц).
Полный текст исследования емкости зарегистрированного электромобильного парка России от Morion Digital с интерактивными картами размещен в открытом бесплатном доступе по ссылке: https://morion.digital/news/obzor-elektrotransporta-rossii-v-2024-godu/
Справочно:
Технопарк Morion Digital находится в Перми и является площадкой продвижения новых технологий в транспортной сфере: сегодня здесь базируется сообщество любителей электромобилей АНО EVPerm «Электро Прикамье», а также EV-стартапы. На территории технопарка действуют в тестовом режиме 7 зарядных станций различных производителей, в том числе и инновационный зарядный хаб для электромобилей Корпорации ПСС. Технопарк организовывает мероприятия, направленные на развитие электротранспорта в России: форумы, митапы, демо-дни и электроавтопробеги по стране. По модели технопарка Morion Digital создается сеть технопарков по России, в частности в Саратове, Омске, Нижнем Новгороде, которые также поддерживают тему развития электромобильности в регионах.