Ru En
+7 (499) 277-00-04
Мы на Facebook   Мы в Telegram   Мы на Youtube

Андрей Шпиленко: «Цель – развитие кооперационных связей» / РБК

Директор Ассоциации развития кластеров и технопарков России: о роли промышленных кластеров в развитии экономики регионов, мерах господдержки и вовлечении субъектов МСП в производственные цепочки крупных предприятий в интервью РБК

- Возглавляемая Вами ассоциация занимается развитием промышленных кластеров и технопарков. Расскажите об этих инструментах и их роли в развитии экономики регионов

- Ассоциация кластеров и технопарков России является экспертной организацией, которая объединяет свыше 2,6 тысяч промышленных предприятий. Основные инструменты, которые мы развиваем: промышленные технопарки, промышленные кластеры, особые экономические зоны (ОЭЗ). Технопарки включают промышленную инфраструктуру, целью которой является снижение издержек для промышленных предприятий, размещающих свой бизнес на конкретной площадке за счет наличия доступа инженерной, производственной и технологической инфраструктуры, а также к специализированным сервисам (услуги по прототипированию, инжинирингу, бизнес-консалтингу и др.). Механизм промышленных кластеров сильно напоминает территориально-производственные комплексы, которые существовали в Советском Союзе. Цель – развитие кооперационных связей и выпуск новых видов востребованной и конкурентоспособной продукции. Если говорить о влиянии данных инструментов на экономику регионов России и поддержку бизнеса в целом, то каждый из инструментариев играет свою определенную роль. Роль промышленных кластеров – развитие кооперационных связей, а это значит, что данный инструмент охватывает абсолютно любые отрасли и межотраслевые кооперационные цепочки. Сегодня в России функционируют 43 промышленных кластеров из 32 субъектов Российской Федерации, созданные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2015 г. № 779 и включенные в реестр промышленных кластеров Минпромторга России. Технопарки решают вопрос снижения издержек для высокотехнологичных предприятий.

В России ОЭЗ является одним из самых мощных и стабильных инструментов поддержки бизнеса для привлечения прямых российских и иностранных инвестиций в приоритетные виды экономической деятельности и локализации иностранных производств в условиях обеспечения бизнеса абсолютно новой и современной инженерной, транспортно-логистической, инновационной, социальной и иной инфраструктурой. В настоящее время в Российской Федерации функционирует 26 ОЭЗ в 22 регионах России.

Конкурентным преимуществом ОЭЗ является особый правовой статус, позволяющий инвесторам воспользоваться рядом налоговых, таможенных и социальных преференций, а также осуществлять строительство объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры за счет средств федерального и региональных бюджетов. При этом издержки инвесторов при реализации проектов в ОЭЗ в среднем на 30% ниже, чем по Российской Федерации. Резиденты ОЭЗ имеют возможность льготной аренды и выкупа земельных участков.

- Какие промышленные кластеры существуют и создаются в регионах Черноземья?

- Промышленный кластер – это основной инструмент развития региональной промышленной политики, который зафиксирован в федеральном законе. Государство в лице Минпромторга России дало четкий сигнал бизнесу о необходимости выстраивания кооперационных цепочек. Уникальность промышленного кластера заключается в том, что все предприятия, которые в него входят, получают возможность от государства субсидировать до 50% понесенных затрат в случае реализации инвестиционных проектов, направленных на выпуск новых видов промышленной продукции. Описав кооперационные цепочки по выпуску продукта, каждое предприятие, получив льготу от государства в виде субсидии и возможность компенсировать затраты на всех стадиях жизненного цикла от разработки до производства, имеет возможность вкладывать деньги в новые проекты, тем самым вымещая импортные комплектующие.

В Черноземье действуют пять промышленных кластеров. Один функционирует в Воронежской области – кластер производителей нефтегазового и химического оборудования на базе технопарка «Космос-Нефть-Газ». В Липецкой области функционирует промышленный кластер станкостроения и станкоинструментальной промышленности «Липецкмаш», в Белгородской области совместно со Ставропольским краем функционирует межрегиональный промышленный кластер (Кластер электронных приборов, материалов и компонентов), в Курской области функционирует научно-производственный электротехнический кластер. Еще одним межрегиональным кластером, предприятия которого осуществляют деятельность на территории Воронежской и Липецкой областей, является Межрегиональный насосостроительный кластер.

- Можете привести пример успешных инвестиционных проектов, которые реализуются в этих кластерах?

- Если говорить об инвестиционной успешности, можно констатировать: если существует цепочка промышленных предприятий, выпускающих промышленную продукцию, они по определению конкурентоспособные. Если проанализировать всю цепочку, можно увидеть, что зачастую в конечном продукте до 80% комплектующих – иностранные. В промышленных кластерах есть возможность определить, какое количество импортных комплектующих приобретается. Инвестор вкладывает деньги в создание производств, компенсируя затраты со стороны государства до 50%, делая данный проект инвестиционно-привлекательным. Они успешны, потому что позволяют как собственникам бизнеса, так и частным инвесторам, вкладывать деньги в новые проекты.

Что касается успешных инвестиционных проектов, то в первую очередь мне хочется отметить проекты, которые были поддержаны Минпромторгом России в 2018 году. К их числу относятся такие проекты, как: «Разработка и создание автоматизированных систем управления кустами газовых и газоконденсатных скважин» (Кластер производителей нефтегазового и химического оборудования Воронежской области) и «Освоение и производство импортозамещающего оборудования для защиты и управления электрическими цепями» (Научно-производственный электротехнический кластер Курской области).

- В чем заключается экономический эффект для конкретных промышленных предприятий от промышленных кластеров? На какие меры поддержки со стороны государства они могут претендовать?

- В этом году состоялся конкурсный отбор совместных кластерных проектов. Подано 25 совместных кластерных проектов от 25 регионов России на общую сумму порядка 18 млрд рублей. Бизнес получил возможность возврата своих вложений в виде субсидирования части затрат в размере 4,6 млрд рублей, это 26% частных инвестиций. По итогам конкурсного отбора было отобрано 17 совместных кластерных проектов. На один вложенный государственный рубль будет привлечено три рубля частных инвестиций. Объем налоговых отчислений на момент реализации проектов составит более 10 миллиардов рублей. Стоимость создания рабочего места составляет 1 миллион 700 тысяч рублей, хотя по общей статистике Росстата по стране данная цифра составляет более 7 миллионов рублей. Реализация каждого проекта несет за собой вытеснение иностранных комплектующих, а значит – снижение себестоимости, повышение качества конечного продукта.

- Способствуют ли промышленные кластеры вовлечению малых и средних предприятий в производственные цепочки крупных предприятий?

- Наличие промышленного кластера на территории региона России позволяет резко повысить инвестиционную привлекательность региона за счет возможности выявления инвестиционных ниш (новых инвестиционных проектов) в рамках технологических процессов по выпуску того или иного продукта. Анализ существующих кооперационных связей участников промышленных кластеров позволяет выявить потребность в конкретных видах продукции, материалах, узлах и агрегатов, вызванная их высокой стоимостью, длинными сроками поставки и др. демонстрирует критический уровень иностранных комплектующих, отсутствие тех или иных технологий за рубежом. Когда корпорация развития, губернатор и все чиновники, которые отвечают за привлечение инвестиций, приглашают на территорию потенциальных инвесторов, они используют те преференции, которые есть в полномочиях субъектов РФ. Если инвестору правильно объяснить, какой продукт нужен, кто его будет приобретать, то вероятность его реализации на территории конкретного региона России резко повышается. Имея на территории региона России промышленные кластеры, региональные органы исполнительной власти получают возможность более предметно взаимодействовать с инвестором по вопросу реализации инвестиционного проекта по причине уже выявленного на нее спроса со стороны конкретных предприятий. Это первый значимый эффект от наличия кластера на территории субъекта РФ. Промышленный кластер позволяет субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) взаимодействовать с представителями крупного бизнеса по вопросам производства для них конкретной продукции с определенными потребительскими свойствами. Как только крупное предприятие подтверждает факт приобретения продукции, это взаимодействие трансформируется в совместный кластерный проект. При наличии меморандума, договоренности со стороны бизнеса о приобретении той или иной продукции, государство в лице Минпромторга России готово компенсировать затраты субъектам МСП на разработку, создание данного производства. Наши предприятия задыхаются из-за отсутствия высокотехнологичных решений, уникальных компетенций, но никто на это деньги не выделяет. У крупного предприятия нет права рисковать. Данный механизм позволяет выражать намерения и нивелировать риск за счет денежных средств, предоставленных РФ малому и среднему бизнесу.

- Какова роль технопарков в промышленном кластере. Что предполагает Федеральный закон о промышленных технопарках?

- Законодательное закрепление термина «технопарк» произошло благодаря депутату Госдумы Сергею Чижову. После 1991 года термин много эксплуатировался, но его понимание было достаточно разное во всех субъектах РФ. Федеральные средства, затраченные на создание технопарков, не находили реального воплощения. Кто-то считал, что это площадка для техники, кто-то, что технопарк – это кабинет, где ученые что-то придумывают. Но в них не была заложена бизнес-модель. Несколько месяцев назад принят Федеральный закон о промышленной политике, где уточнено понятие «промышленный технопарк», подписанное президентом Владимиром Путиным. Сегодня Минпромторгом России ведется работа по разработке требований к промышленным технопаркам. Уточнение понятий «промышленный технопарк» и «технологическая инфраструктура» имеет ключевое значение для дальнейшего развития нормативной базы деятельности промышленных технопарков и их резидентов. В настоящий момент разработаны и проходят процедуру утверждения требования к промышленным технопаркам и управляющим компаниям промышленных технопарков, а также правила подтверждения соответствия им. После принятия соответствующего постановления Правительства Российской Федерации предполагается разработка программы государственной поддержки промышленных технопарков со стороны Правительства Российской Федерации и региональных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Появился уникальный инструмент, позволяющий промышленным предприятиям, имеющим избыточные промышленные площади, решать сразу несколько вопросов. Во-первых, за счет средств федерального бюджета проводить реконструкцию, модернизацию, закупку оборудования. Во-вторых, на подготовленные площади с возможностью использовать оборудование коллективного пользования приглашать малые и средние компании, которые будут потребителями готовой инфраструктуры и технологической инфраструктуры, расположенной в рамках технопарка.

- Минэкономразвития заявляет, что существуют механизмы господдержки для малого и среднего предпринимательства, которые являются резидентами технопарков. Какой уровень поддержки может быть реализован в Черноземье?

- Мы живем в рамках выполнения майских указов Президента России. У нас есть 12 национальных проектов, один из них подразумевает поддержку малого и среднего бизнеса. Перечень мер поддержки широкий: от акселерации до кредитования. Например, проект «Мой бизнес-парк», который предусматривает создание промышленных технопарков.

Начиная с 2018 года поддержка технопарков Минэкономразвития России осуществляется в рамках реализации Национального проекта «Малый и средний бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», а ее предельный объем на один технопарк достигает 500 млн рублей. На эти цели из федерального бюджета будет выделено 30 млрд рублей на период до 2022 г. В 2018 году Минэкономразвития России одобрило заявки пяти регионов России на общую сумму в 2 623,6 млн рублей. Это проекты технопарков из Республик Карелия и Мордовия, Ставропольского края, Псковской и Ульяновской областей.

Например, в Псковской области развитие промышленного технопарка «Электрополис» будет способствовать развитию субъектов МСП, диверсификации структуры промышленности региона, что позволит получить значительный экономический и социальный эффект. В результате реализации проекта будут созданы условия для реализации субъектами МСП новых инвестиционных проектов в приоритетных отраслях промышленности региона, в том числе электротехнической промышленности. В процессе реализации проекта будет достигнута определенная степень устойчивости развития экономики Псковской области. Достижение перечисленных конечных результатов должно явиться итогом согласованных действий не только со стороны Администрации Псковской области, а также частного бизнеса и общества в целом.

По оценке Ассоциации в 2019 году в конкурсном отборе Минэкономразвития России примут участие не менее шести промышленных технопарков, функционирующих на территории Центрально-Черноземного экономического района.

По данным Ассоциации развития кластеров и технопарков России в стране функционируют 157 технопарков на территории 53 регионов, в том числе промышленные технопарки действуют в 25 субъектах Российской Федерации. В среднем резидентами промышленных технопарков является около 60 предприятий, из которых более 95% - субъекты МСП. Совокупное количество резидентов технопарков превышает 4,8 тысяч единиц, что подтверждает востребованность данных площадок у представителей высокотехнологичного бизнеса.

Видео на канале Ассоциации в YouTube

Источник